HelgaPetson

Последние годы жизни художника были омрачены тяжелым недугом: психическим расстройством, за которым последовала полная слепота. Многие месяцы он провел в клинике доктора Усольцева. Во время пребывания в клинике, когда перспективы болезни еще не казались столь трагическими, им было сделано множество рисунков с натуры, о существовании которых стало известно только в конце 1950-х годов, когда большая их часть была подарена Третьяковской галерее. «Усольцев действовал так успокоительно на больного, что при нем он сейчас же начинал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов болезни», — вспоминала сестра Забелы-Врубель Екатерина.
Больные, находившиеся на попечении Усольцева, жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой. Врубель рисовал членов семьи доктора, больных, врачей, санитаров… «Очень ценя и чувствуя всякие проявления искусства и творчества вокруг себя, он совсем не ценил своих произведений, —вспоминал Усольцев. — Да оно и понятно: они давались ему так легко, так сами собой выливались на бумагу, что казались ему тем же, чем нам случайно, во время беседы, выводимые карандашом на бумаге фигурки. Он часто рисовал на старых рисунках новые только потому, что ему хотелось быстрее перенести в линии и формы вновь возникающие образы».
В августе 1904 года Врубель смог покинуть клинику Усольцева. Обрадованный кажущимся выздоровлением, он дарил знакомым рисунки, которые сопровождал надписями «на память от окончательно выздоровевшего» или «от воскресшего» Врубеля — как на «Виде из окна» из собрания А. Стычкина.