HelgaPetson
Причиной написания данного поста послужила вскипевшая национальным самосознанием кровь. Вы когда-нибудь обращали внимание, что от фильмов, где русским приписывают стереотипы а-ля дураки/алкаши/медведи/балалайка, хочется взять эту самую балалайку и надавать по башке сценерастам, после чего, натравив на них медведя, выпить водки и включить дурку, типа, моя хата с краю - ничего не знаю? То же самое мне хочется сделать, когда я сталкиваюсь со стереотипами о немцах: немецкие корни дают о себе знать. Пожалуй, Германия - это единственная страна, о которой я знаю больше, чем о Великобритании, и если британским я готова залюбить, то немецким я всегда рада запытать. Как говорится, "Immer zu Ihren Diensten"
Итак, "Berlin Station"...
Признаюсь, даже не знаю, с чего начать, ибо всё такое вкусное Пару слов о сценарии. Даниэль Миллер - агент ЦРУ в исполнении Ричарда Армитиджа - отправлен в Берлин с целью выявить "крота": человека, сливающего информацию о деятельности американской разведки в прессу. Первое, что резануло уши, - это саундтрек. "We're afraid of Americans - we're afraid of the world", то бишь США сразу позиционируются как эквивалент целому миру. От скромности создатели сериала не умрут, чо уж "A long time ago in a galaxy far, far away" Германия в рамках альянса НАТО и прочего международного сотрудничества наделила американских коллег расширенными полномочиями на территории своей страны с целью борьбы с Россией мировым терроризмом. И всё бы ничего, да американцы, как всегда, разошлись и перегнули палку: несколько лет назад стало известно, что их агентство национальной безопасности (АНБ) прослушивает телефонные разговоры немецких чиновников и шерстит их электронную почту. Сие, естественно, вызвало бурю негодования в германских кругах и международный скандал. Рассерженная Меркель тотчас связалась с Обамой и высказала ему всё, что думает о нём и его ребятах. Тот попытался оправдаться - впрочем, неубедительно - после чего пожал плечами. Мол, мы за вашей же безопасностью следим, а вы еще и недовольны. Собственно, эту же идею несёт и саундтрек, равно как то, что, если вы не довольны нашей слежкой, то вы боитесь, а раз вы боитесь, то вам есть, что скрывать. Мысль, что никому не нравится, когда посторонние копаются в твоём грязном белье, США, надо думать, не посещает. Ehrfurchtgebietend!
В целом, сюжет сериала мог бы стать интересным и даже оригинальным, но его творцы пошли по пути наименьшего сопротивления: плагиат detected. На протяжении двух эпизодов образ Даниэля представляет собой отработанный на свунообморочных поклонницах набор штампов из предыдущих работ актёра. Например, в сцене в Панаме герр Миллер в белой рубашке и солнцезащитных очках подозрительно похож на Джона Портера времён первой серии "Strike Back", а в сцене, когда наш герой сидит за ноутбуком, я прямо вижу Лукаса Норта за работой: те же взгляды, те же движения рук, даже одежда тех же серо-синих оттенков. Вообще, у меня сложилось устойчивое впечатление, что боссы EPIX сознательно пошли на этот ход: пригласили на роль конкретного актёра и нашпиговали фильм всем тем, что уже было проверено на честной публике и принесло свои profit-плоды. Кинематограф таких примеров знает немало, так why бы и not?!
Режиссёр:
- Вот здесь, пожалуйста, стяни перчатку как Гизборн, а вот тут, после убийства Клаудии, обернись и сделай ошарашенный взгляд Долархайда
Ричард *умоляюще*:
- А может, не надо?
Режиссёр *похихикивая и потирая ладошки*
- Надо,Федя Ричи, надо!
В пользу этой версии говорит возможность в очередной раз заценить точёную задницу мистера Армитиджа. Мы все знаем о её выдающихся формах, что не раз смаковали, глядя "Between the sheets", "Spooks", "Strike Back" и "Hannibal", но ДОКОЛЕ?!!! Доколе, Ричард, ты будешь подписывать контракты, в которых обнажёнка не несёт никакого смысла и представляет собой не более чем замануху для фапающих на красивые телеса женщин?! Я очень хорошо помню интервью, в котором Джентльмен признавался, что, памятуя о простое, готов взяться за любую роль, - именно так он и очутился в "Простынях". Но времена безработицы на безрыбье прошли, есть определённый творческий уровень, обладая которым, просто не подобает соглашаться обнажаться, когда подобное обнажение лишено вовлеченности в сюжетный ход. Эстетики ради? Да, это можно сделать раз или два, но не постоянно! Это неуважение к себе, как к профессионалу, а раз сам себя не уважаешь, то и режиссёры не будут. Два дня как вышел фильм, и два дня как эти ваши интернеты обсуждают армитажные трусы, длинные ноги и пользуются ли британцы полотенцем после принятия душа. К слову, да, пользуются; остальное вымыслы от лукавого)) В моём понятии, подобные обсуждения - позорище, ибо как, если поклонникам окромя фактуры больше обсудить нечего, то "креатив - говно, а аффтар - м....к" ©
Последний постулат смело можно заменить на "автор - толераст". Глава ЦРУ - женщина-негритянка, подсиживающая шефа Валери спит с негром, сам шеф спит с японкой и разрывается между надёжной женой и страстной секретаршей. Добавим к этому душещипательную историю мамы Даниэля, во время железного занавеса сбежавшую с любовником в Гагры на Запад, не менее трагическую любовную линию между Гектором и арабом-саудитом Фазилем, зашкаливающее количество пидорасов в кадре и жаркие поцелуи оных и шутки ниже пояса, и получим картину маслом. Немудрено, что при таком штате, внутренних конфликтах и личных приоритетах глава берлинского подразделения ЦРУ - Стивен Фрост - не в курсе того, что к нему в отдел сверху направили сотрудника, уполномоченного отыскать предателя в и без того змеином гнезде *сарказмъ большими зелёными буквами*. А еще боремся за звание дома с высокой культурой быта! ©
Не знаю, на какую аудиторию нацелен сериал, но немцы от него будут либо ржать в голос, либо плеваться, либо фэйспалмиться, либо злобно верещать. Возможно сочетание вышеуказанных действий, ведь нужно было постараться собрать воедино тотальное незнание немецкого характера, германской культуры, берлинского образа жизни и исторических реалий Вот, скажем, момент, когда Даниэль пребывает в столицу и едет из аэропорта Тэгель в американское посольство; едет на таксо, прямо через Тиргартен (Tiergarten) и улицу 17 июня (Straße des 17. Juni). Я понимаю, что режиссёр руководствовался желанием запихнуть в кадр Бранденбургские ворота, но это не соответствует оптимальному маршруту, так как придётся миновать плотно-пробочный запад, стоять на светофоре, сворачивать на Эбертштрассе (Ebertstraße), ехать до разворота и уже потом в обратку. Это всё равно что из Шереметьево ехать к Манежной площади не по Ленинградскому шоссе, а в объезд через Строгино по проспекту маршала Жукова и далее по Звенигородскому шоссе Специально для облегчения жизни автовладельцев был проложен путь севером через Веддинг (Wedding) мимо главного ж/д вокзала (Hauptbahnhof), клиники Шарите (Charite) и вдоль по Луизенштрассе (Luisenstraße) до Вильгельмштрассе (Wilhelmstraße), где сотрудники американского посольства обладают правом проезда по закрытому участку, отведенному посольству британскому. И справа будет всё тот же вид на Бранденбургские ворота и Парижскую площадь, что добавило бы картинке шарма, а действиям таксиста - реалистичности. Но, наверное, герру Миллеру попался ушлый турок, впаривший незадачливому пассажиру проезд втридорога
О том, как Даниэль попадает в офис, в котором о нём кроме героини Мишки Форбс никто ничего не слышал, я уже упоминала. Что же это за разведка такая, коли своих в лицо не знают? И вот стартует долгожданный экшн: Миллер начинает слежку за Клаудией. Девушка подозревается в бытии посредником между "кротом" Томасом Шо и журналисткой Ингрид. Живёт она в округе Фридрихсхайн-Кройцберг (Friedrichshain-Kreuzberg) в районе метро Kottbusser Tor, что уже доставляет. Дело в том, что здесь находится примечательный квартал Berlin SO 36. Когда Берлин был разделён на Восточный и Западный, эта часть города представляла собой оконечность Берлина Западного, куда его власти сгоняли турков и прочих иммигрантов. Вся эта разномастная шушера, примыкая к Восточному собрату, не давала покоя никому вплоть до объединения Германии. После объединения и проведения административной реформы район Кройцберг стал одним из центральных, а посему держать здесь пёструю толпу переселенцев было неэстетично да и опасно. В Berlin SO 36 вечно происходили - и до сих пор на 1 мая происходят - уличные столкновения между недовольными массами, представляющие собой подчас националистически окрашенную бойню. Посему начиная с 90-х годов Кройцберг и обитателей Berlin SO 36 начали зачищать, расселяя иммигрантов то в Шпандау, то в Нойкёльн. Сейчас это довольно респектабельный и дорогой район, где даже остатки проживающих в Berlin SO 36 сквотов привносят в жизнь немецкой столицы свой неповторимый колорит, но душок волнений и путчистских настроений до сих пор остался. И именно тут живёт Клаудиа, подозреваемая в шпионаже! Шпионка посредине самого анархистски настроенного контингента, вступающего в противостояние с властями и правоохранительными органами. Всё буквально кричит: "Эй, гляньте, я выбиваюсь из системы. Я против системы". Это настолько банально и предсказуемо, как если бы агента КГБ поселили в Доме на набережной, а он, родимый, сокрушался бы, что все на него косо смотрят и подозревают в связях с Лубянкой
Но Даниэль и сам не лыком шит! Чтобы не выделяться из берлинской толпы, он живёт в обычном спальном районе и вместо автомобиля пользует велосипед. Всем известна любовь немцев к велосипедам, а уж если немец небогатый, то, помимо общественного, велосипед - самый доступный транспорт. А еще известна любовь немцам к практичности. Вы спросите, к чему это я? Да к тому, что Даниэль, облаченный в дорогой костюм и плащ и рассекающий на велике ценой в несколько тысяч евро, - это не просто моветон, это еще один ляп - крик о том, что герой и система живут противоположными курсами. Шпион должен быть незаметным, а наш товарищ всем своим видом призывает общество, чтобы оно обратило на него внимание. Это в Британии можно сесть на байк и поехать на работу, даже если ты премьер министр. В Берлине подобное не прокатит. Здесь принято - подчеркну, что сие есть определенная урбанистическая культура данного города! - использовать для передвижения на велосипеде практичную одежду, а не лук от кутюр. Даже люди, которым по статусу положено на рабочем месте блюсти строгий дресс-код, добираются да работы кто в джинсах, кто в брюках спортивного кроя, а уже в офисе в специальных дресс-румах переодеваются в официальное. Германия - страна продуманная, в которой население не пижонит, а ценит одновременные красоту, удобство, комфорт и практичность - мажорам в дольчегабане на пафосном велосипеде здесь места нет. А еще нет места нарушителям дорожного движения! Для велосипедистов предусмотрены специальные дорожки и, если велосипедист ими пренебрегает, его ждёт штраф с двумя-тремя нолями с возможным изъятием транспортного средства. Если немец нарушает закон, его ждёт тюрьма. Вообще, если немец нарушает орднунг, - строго упорядоченную систему уклада жизни в обществе - ничего хорошего в его судьбе не будет. Именно поэтому всякий немец с молоком матери впитывает в себя следование орднунгу, благодаря чему государство функционирует, как машина. Даниэль родился и рос в Берлине до 12 лет, он должен был знать всё это и использовать велосипед, соблюдая ПДД, но мы видим, как герой лихо пересекает оживлённую магистраль в неположенном месте. Да он бы и десяти метров после такого не проехал! Берлин напичкан камерами, как московское метро пассажирами в час-пик, так что проскочить правонарушителю не удастся. Фиксация - и вот уже откуда ни возьмись появляется дорожная полиция и прессует по полной, так что, герр Миллер, "you shall not pass"
В мире бытует мнение, что немцы - самая похотливая нация, пропагандирующая порнографию и воспевающая проституцию. Как бы не так! Немцы - одна из самых пуританских наций, где детей воспитывают в относительной строгости, прививая им сексуальную разборчивость. Порно - это сублимация, квинтэссенция того, что немец хочет, но вряд ли сделает в силу воспитания и внутренней брезгливости. Что мы видим в сериале?
Ингрид:
- В конце концов сделай мне одолжение: переспи с первым, кто тебе встретится.
Клаудиа:
- Ты ужасный человек и ты это знаешь.
Фыркает, но тем же вечером идёт в бар, где и клюёт на расставленные Даниэлем сети. Не верю! © Во-первых, не верю, что подобный диалог в принципе бы состоялся. Находить первого встречного и с ним спать - это огромный риск для здоровья: не ровен час и венерическую болячку подцепишь. Как я говорила, немцы практичны, а лечение венерического букета - как и всякое лечение в Германии - дело не дешёвое. Мало того многие солидные компании требуют со своих сотрудников справку об отсутствии половых заболеваний, а значит, схлопотав проблему на нижние 90, можно и работы лишиться. Никакой немец не пойдёт на такое. Чем искать любовника в баре, проще и надёжнее снять на ночь официального проститута: их проверяют, они несколько раз в год сдают анализы, их заработок считается легальным. Предложи Ингрид такой вариант, я бы согласилась, но с тем, что есть на экране, жирный минус. Во-вторых, сам факт того, что Клаудиа клюнула на Даниэля. Она шпионит против Америки, рискует, боится и хочет выйти из игры, но при этом её не настораживает, что в тот же вечер, как подруга посоветовала ей расслабляющий секс, к ней в баре клеится незнакомец, внешне выделяющийся из толпы да еще говорящий с нарочитым американским акцентом. Нужно быть дурой, чтобы подобное совпадение не насторожило, но Клаудиа у нас и вправду дура. И вообще, судя по всему, не немка Только так я могу объяснить, что она ведётся. Немки - достаточно феминизированные барышни. Они привыкли к равноправию, привыкли, что выбирают сами. Наша героиня сразу говорит "Нет" Миллеру, но он не отступает. По жизни это могло бы закончиться предупреждением со стороны девушки, что еще раз - и она расценит его действия как домогательство. Тем более в наше неспокойное время, когда мигрантов пруд пруди и любой иностранец (особенно после событий в Кёльне на НГ) вызывает подозрение. Но наша съемочная группа из США и наивно полагает, что любая дама, увидев перед собой американца, пойдёт за ним, как крысы за нильсовой дудкой. Это в-третьих, почему я не верю в жизнеспособность сценария. И, наконец, поцелуй. Немцы ценят личное пространство, ценят свой дом и пускают туда лишь тех, кого знают какое-то время и кто доказал свою надёжность. Клаудиа же в первый день целует незнакомца, а во второй готова пустить его в свою квартиру. И это, повторюсь, учитывая факт участия девушки в шпионаже! Топорно, очень топорно и полностью противоречит немецкому характеру и элементарной безопасности.
К слову, о безопасности. Во время разговора Ингрид и Клаудии герой Ричарда незаметно кладёт мобильный телефон между CD-дисками, чтобы подслушать болтовню подруг. В течение пяти минут он перемещается по залу, и никто - никто, Карл! - не замечает дорогой бесхозный смартфон. Не верю дважды! В магазинах и общественных местах, на улице - в Берлине везде камеры. Охрана магазина, заметив действия Даниэля, сочла бы его террористом, подложившим взрывное устройство, - могли и пулю в лоб пустить. Без предупреждения! Наш же шпион уверен в своей непобедимости. И всемогуществе, ибо после убийства Клаудии прийти в её жилище и забрать с собой несчастного одинокого кота, оставшегося без хозяйки... Любой, проникнувший к Даниэлю, увидев у него кота, решил бы, что он убийца девушки. На худой конец удостоверился бы в том, что Даниэль так или иначе причастен к убийству. Кошак - это, конечно, мимими, но в то же время неопровержимый компромат. Подобное безрассудство подчас обходится путёвкой на тот свет.
Ну, и финалочкой - моя самая большая боль. Мой Herzeleid. Немецкий язык Честно говоря, я не поняла, почему Миллер в баре заговорил с Клаудией по-английски. Сам Готт велел использовать немецкий - сошёл бы за местного - но бравый агент снова лезет на рожон и, спикая на инглише, выпячивает своё обособление от немецкой среды *длань-чело* Когда же он зашпрехал на дойче... В Германии овердофига диалектов. Сотни их. И каждый абориген считает своим священным долгом говорить на местечковом диалекте с окружающими в родных пенатах. Так, есть баварский, швабский, франконский, саксонский и прочие диалекты, которые отличаются друг от друга до такой степени, что один немец не понимает другого. Для того, чтобы нация была едина и люди коммуницировали друг с другом, существует так называемый Hochdeutsch - высокий, то есть литературный немецкий. Его изучают в школах, его тиражируют СМИ, его используют в официальном разговоре... И лишь в Восточной Германии Hochdeutsch используется повсеместно! Это была особая программа ГДР, и детей с пелёнок учили изъяснятся по всей строгости грамматики и фонетики. Оплотом лингвистической грамотности стал Берлин, где до сих пор (несмотря на наличие сленга) блюдут идеальную речь. Если западные немцы картавят "r" на подобие французов, а южане вообще её проглатывают, то берлинцы произносят звук тремя способами в зависимости от написания слова: звонкий "р", грассирующий "р" и "иа". А еще окончания "-ch" и "-g" - это "хь". И если есть "Ich", то это "ихь", "dich" - это "дихь", а не "ищь-дищь-кищьмищь", Ричард! Ты же перфекционист, дотошный лингвофил, так почему "ищщщщщщььь"?!!!! Да, где-нибудь на немецком западе или в прочей провинции можно и "ищь", и "ике" и даже "эйхе", но только не в Берлине. Герой тут родился и вырос - для него Hochdeutsch as a must! А он, берлинец и по совместительству важное лицо, разговаривает, как торговка с приальпийской Усть-Пердяевки: ишькает, тянет гласные и глотает согласные. Представьте, приходит агент ФСБ на совещание и говорит: "Ну, шо це тута?" Вот то же самое этот "кищьмищ" для Даниэля.
Ладно, не буду докапываться до Ричарда: его вины в исковерканном языке нет. Это вина тех, кто нанял актеру некомпетентного преподавателя, а также тех, кто не удосужился изучить Berlin as it is. Америка считает себя великой державой - хорошо. Она мнит себя во всём правой - сомнительно. Она не уважает других, навязывая всем свои порядки и точку зрения, - отвратительно. Смотреть на всё это в кино - тухло, бо заезжено десятилетиями. Кто не согласен, что ж... Его право. Ведь как говорят у нас в Германии: "Allen Leuten recht getan ist eine Kunst, die niemand kann"
Итак, "Berlin Station"...
Признаюсь, даже не знаю, с чего начать, ибо всё такое вкусное Пару слов о сценарии. Даниэль Миллер - агент ЦРУ в исполнении Ричарда Армитиджа - отправлен в Берлин с целью выявить "крота": человека, сливающего информацию о деятельности американской разведки в прессу. Первое, что резануло уши, - это саундтрек. "We're afraid of Americans - we're afraid of the world", то бишь США сразу позиционируются как эквивалент целому миру. От скромности создатели сериала не умрут, чо уж "A long time ago in a galaxy far, far away" Германия в рамках альянса НАТО и прочего международного сотрудничества наделила американских коллег расширенными полномочиями на территории своей страны с целью борьбы с Россией мировым терроризмом. И всё бы ничего, да американцы, как всегда, разошлись и перегнули палку: несколько лет назад стало известно, что их агентство национальной безопасности (АНБ) прослушивает телефонные разговоры немецких чиновников и шерстит их электронную почту. Сие, естественно, вызвало бурю негодования в германских кругах и международный скандал. Рассерженная Меркель тотчас связалась с Обамой и высказала ему всё, что думает о нём и его ребятах. Тот попытался оправдаться - впрочем, неубедительно - после чего пожал плечами. Мол, мы за вашей же безопасностью следим, а вы еще и недовольны. Собственно, эту же идею несёт и саундтрек, равно как то, что, если вы не довольны нашей слежкой, то вы боитесь, а раз вы боитесь, то вам есть, что скрывать. Мысль, что никому не нравится, когда посторонние копаются в твоём грязном белье, США, надо думать, не посещает. Ehrfurchtgebietend!
В целом, сюжет сериала мог бы стать интересным и даже оригинальным, но его творцы пошли по пути наименьшего сопротивления: плагиат detected. На протяжении двух эпизодов образ Даниэля представляет собой отработанный на свунообморочных поклонницах набор штампов из предыдущих работ актёра. Например, в сцене в Панаме герр Миллер в белой рубашке и солнцезащитных очках подозрительно похож на Джона Портера времён первой серии "Strike Back", а в сцене, когда наш герой сидит за ноутбуком, я прямо вижу Лукаса Норта за работой: те же взгляды, те же движения рук, даже одежда тех же серо-синих оттенков. Вообще, у меня сложилось устойчивое впечатление, что боссы EPIX сознательно пошли на этот ход: пригласили на роль конкретного актёра и нашпиговали фильм всем тем, что уже было проверено на честной публике и принесло свои profit-плоды. Кинематограф таких примеров знает немало, так why бы и not?!
Режиссёр:
- Вот здесь, пожалуйста, стяни перчатку как Гизборн, а вот тут, после убийства Клаудии, обернись и сделай ошарашенный взгляд Долархайда
Ричард *умоляюще*:
- А может, не надо?
Режиссёр *похихикивая и потирая ладошки*
- Надо,
В пользу этой версии говорит возможность в очередной раз заценить точёную задницу мистера Армитиджа. Мы все знаем о её выдающихся формах, что не раз смаковали, глядя "Between the sheets", "Spooks", "Strike Back" и "Hannibal", но ДОКОЛЕ?!!! Доколе, Ричард, ты будешь подписывать контракты, в которых обнажёнка не несёт никакого смысла и представляет собой не более чем замануху для фапающих на красивые телеса женщин?! Я очень хорошо помню интервью, в котором Джентльмен признавался, что, памятуя о простое, готов взяться за любую роль, - именно так он и очутился в "Простынях". Но времена безработицы на безрыбье прошли, есть определённый творческий уровень, обладая которым, просто не подобает соглашаться обнажаться, когда подобное обнажение лишено вовлеченности в сюжетный ход. Эстетики ради? Да, это можно сделать раз или два, но не постоянно! Это неуважение к себе, как к профессионалу, а раз сам себя не уважаешь, то и режиссёры не будут. Два дня как вышел фильм, и два дня как эти ваши интернеты обсуждают армитажные трусы, длинные ноги и пользуются ли британцы полотенцем после принятия душа. К слову, да, пользуются; остальное вымыслы от лукавого)) В моём понятии, подобные обсуждения - позорище, ибо как, если поклонникам окромя фактуры больше обсудить нечего, то "креатив - говно, а аффтар - м....к" ©
Последний постулат смело можно заменить на "автор - толераст". Глава ЦРУ - женщина-негритянка, подсиживающая шефа Валери спит с негром, сам шеф спит с японкой и разрывается между надёжной женой и страстной секретаршей. Добавим к этому душещипательную историю мамы Даниэля, во время железного занавеса сбежавшую с любовником в Гагры на Запад, не менее трагическую любовную линию между Гектором и арабом-саудитом Фазилем, зашкаливающее количество пидорасов в кадре и жаркие поцелуи оных и шутки ниже пояса, и получим картину маслом. Немудрено, что при таком штате, внутренних конфликтах и личных приоритетах глава берлинского подразделения ЦРУ - Стивен Фрост - не в курсе того, что к нему в отдел сверху направили сотрудника, уполномоченного отыскать предателя в и без того змеином гнезде *сарказмъ большими зелёными буквами*. А еще боремся за звание дома с высокой культурой быта! ©
Не знаю, на какую аудиторию нацелен сериал, но немцы от него будут либо ржать в голос, либо плеваться, либо фэйспалмиться, либо злобно верещать. Возможно сочетание вышеуказанных действий, ведь нужно было постараться собрать воедино тотальное незнание немецкого характера, германской культуры, берлинского образа жизни и исторических реалий Вот, скажем, момент, когда Даниэль пребывает в столицу и едет из аэропорта Тэгель в американское посольство; едет на таксо, прямо через Тиргартен (Tiergarten) и улицу 17 июня (Straße des 17. Juni). Я понимаю, что режиссёр руководствовался желанием запихнуть в кадр Бранденбургские ворота, но это не соответствует оптимальному маршруту, так как придётся миновать плотно-пробочный запад, стоять на светофоре, сворачивать на Эбертштрассе (Ebertstraße), ехать до разворота и уже потом в обратку. Это всё равно что из Шереметьево ехать к Манежной площади не по Ленинградскому шоссе, а в объезд через Строгино по проспекту маршала Жукова и далее по Звенигородскому шоссе Специально для облегчения жизни автовладельцев был проложен путь севером через Веддинг (Wedding) мимо главного ж/д вокзала (Hauptbahnhof), клиники Шарите (Charite) и вдоль по Луизенштрассе (Luisenstraße) до Вильгельмштрассе (Wilhelmstraße), где сотрудники американского посольства обладают правом проезда по закрытому участку, отведенному посольству британскому. И справа будет всё тот же вид на Бранденбургские ворота и Парижскую площадь, что добавило бы картинке шарма, а действиям таксиста - реалистичности. Но, наверное, герру Миллеру попался ушлый турок, впаривший незадачливому пассажиру проезд втридорога
О том, как Даниэль попадает в офис, в котором о нём кроме героини Мишки Форбс никто ничего не слышал, я уже упоминала. Что же это за разведка такая, коли своих в лицо не знают? И вот стартует долгожданный экшн: Миллер начинает слежку за Клаудией. Девушка подозревается в бытии посредником между "кротом" Томасом Шо и журналисткой Ингрид. Живёт она в округе Фридрихсхайн-Кройцберг (Friedrichshain-Kreuzberg) в районе метро Kottbusser Tor, что уже доставляет. Дело в том, что здесь находится примечательный квартал Berlin SO 36. Когда Берлин был разделён на Восточный и Западный, эта часть города представляла собой оконечность Берлина Западного, куда его власти сгоняли турков и прочих иммигрантов. Вся эта разномастная шушера, примыкая к Восточному собрату, не давала покоя никому вплоть до объединения Германии. После объединения и проведения административной реформы район Кройцберг стал одним из центральных, а посему держать здесь пёструю толпу переселенцев было неэстетично да и опасно. В Berlin SO 36 вечно происходили - и до сих пор на 1 мая происходят - уличные столкновения между недовольными массами, представляющие собой подчас националистически окрашенную бойню. Посему начиная с 90-х годов Кройцберг и обитателей Berlin SO 36 начали зачищать, расселяя иммигрантов то в Шпандау, то в Нойкёльн. Сейчас это довольно респектабельный и дорогой район, где даже остатки проживающих в Berlin SO 36 сквотов привносят в жизнь немецкой столицы свой неповторимый колорит, но душок волнений и путчистских настроений до сих пор остался. И именно тут живёт Клаудиа, подозреваемая в шпионаже! Шпионка посредине самого анархистски настроенного контингента, вступающего в противостояние с властями и правоохранительными органами. Всё буквально кричит: "Эй, гляньте, я выбиваюсь из системы. Я против системы". Это настолько банально и предсказуемо, как если бы агента КГБ поселили в Доме на набережной, а он, родимый, сокрушался бы, что все на него косо смотрят и подозревают в связях с Лубянкой
Но Даниэль и сам не лыком шит! Чтобы не выделяться из берлинской толпы, он живёт в обычном спальном районе и вместо автомобиля пользует велосипед. Всем известна любовь немцев к велосипедам, а уж если немец небогатый, то, помимо общественного, велосипед - самый доступный транспорт. А еще известна любовь немцам к практичности. Вы спросите, к чему это я? Да к тому, что Даниэль, облаченный в дорогой костюм и плащ и рассекающий на велике ценой в несколько тысяч евро, - это не просто моветон, это еще один ляп - крик о том, что герой и система живут противоположными курсами. Шпион должен быть незаметным, а наш товарищ всем своим видом призывает общество, чтобы оно обратило на него внимание. Это в Британии можно сесть на байк и поехать на работу, даже если ты премьер министр. В Берлине подобное не прокатит. Здесь принято - подчеркну, что сие есть определенная урбанистическая культура данного города! - использовать для передвижения на велосипеде практичную одежду, а не лук от кутюр. Даже люди, которым по статусу положено на рабочем месте блюсти строгий дресс-код, добираются да работы кто в джинсах, кто в брюках спортивного кроя, а уже в офисе в специальных дресс-румах переодеваются в официальное. Германия - страна продуманная, в которой население не пижонит, а ценит одновременные красоту, удобство, комфорт и практичность - мажорам в дольчегабане на пафосном велосипеде здесь места нет. А еще нет места нарушителям дорожного движения! Для велосипедистов предусмотрены специальные дорожки и, если велосипедист ими пренебрегает, его ждёт штраф с двумя-тремя нолями с возможным изъятием транспортного средства. Если немец нарушает закон, его ждёт тюрьма. Вообще, если немец нарушает орднунг, - строго упорядоченную систему уклада жизни в обществе - ничего хорошего в его судьбе не будет. Именно поэтому всякий немец с молоком матери впитывает в себя следование орднунгу, благодаря чему государство функционирует, как машина. Даниэль родился и рос в Берлине до 12 лет, он должен был знать всё это и использовать велосипед, соблюдая ПДД, но мы видим, как герой лихо пересекает оживлённую магистраль в неположенном месте. Да он бы и десяти метров после такого не проехал! Берлин напичкан камерами, как московское метро пассажирами в час-пик, так что проскочить правонарушителю не удастся. Фиксация - и вот уже откуда ни возьмись появляется дорожная полиция и прессует по полной, так что, герр Миллер, "you shall not pass"
В мире бытует мнение, что немцы - самая похотливая нация, пропагандирующая порнографию и воспевающая проституцию. Как бы не так! Немцы - одна из самых пуританских наций, где детей воспитывают в относительной строгости, прививая им сексуальную разборчивость. Порно - это сублимация, квинтэссенция того, что немец хочет, но вряд ли сделает в силу воспитания и внутренней брезгливости. Что мы видим в сериале?
Ингрид:
- В конце концов сделай мне одолжение: переспи с первым, кто тебе встретится.
Клаудиа:
- Ты ужасный человек и ты это знаешь.
Фыркает, но тем же вечером идёт в бар, где и клюёт на расставленные Даниэлем сети. Не верю! © Во-первых, не верю, что подобный диалог в принципе бы состоялся. Находить первого встречного и с ним спать - это огромный риск для здоровья: не ровен час и венерическую болячку подцепишь. Как я говорила, немцы практичны, а лечение венерического букета - как и всякое лечение в Германии - дело не дешёвое. Мало того многие солидные компании требуют со своих сотрудников справку об отсутствии половых заболеваний, а значит, схлопотав проблему на нижние 90, можно и работы лишиться. Никакой немец не пойдёт на такое. Чем искать любовника в баре, проще и надёжнее снять на ночь официального проститута: их проверяют, они несколько раз в год сдают анализы, их заработок считается легальным. Предложи Ингрид такой вариант, я бы согласилась, но с тем, что есть на экране, жирный минус. Во-вторых, сам факт того, что Клаудиа клюнула на Даниэля. Она шпионит против Америки, рискует, боится и хочет выйти из игры, но при этом её не настораживает, что в тот же вечер, как подруга посоветовала ей расслабляющий секс, к ней в баре клеится незнакомец, внешне выделяющийся из толпы да еще говорящий с нарочитым американским акцентом. Нужно быть дурой, чтобы подобное совпадение не насторожило, но Клаудиа у нас и вправду дура. И вообще, судя по всему, не немка Только так я могу объяснить, что она ведётся. Немки - достаточно феминизированные барышни. Они привыкли к равноправию, привыкли, что выбирают сами. Наша героиня сразу говорит "Нет" Миллеру, но он не отступает. По жизни это могло бы закончиться предупреждением со стороны девушки, что еще раз - и она расценит его действия как домогательство. Тем более в наше неспокойное время, когда мигрантов пруд пруди и любой иностранец (особенно после событий в Кёльне на НГ) вызывает подозрение. Но наша съемочная группа из США и наивно полагает, что любая дама, увидев перед собой американца, пойдёт за ним, как крысы за нильсовой дудкой. Это в-третьих, почему я не верю в жизнеспособность сценария. И, наконец, поцелуй. Немцы ценят личное пространство, ценят свой дом и пускают туда лишь тех, кого знают какое-то время и кто доказал свою надёжность. Клаудиа же в первый день целует незнакомца, а во второй готова пустить его в свою квартиру. И это, повторюсь, учитывая факт участия девушки в шпионаже! Топорно, очень топорно и полностью противоречит немецкому характеру и элементарной безопасности.
К слову, о безопасности. Во время разговора Ингрид и Клаудии герой Ричарда незаметно кладёт мобильный телефон между CD-дисками, чтобы подслушать болтовню подруг. В течение пяти минут он перемещается по залу, и никто - никто, Карл! - не замечает дорогой бесхозный смартфон. Не верю дважды! В магазинах и общественных местах, на улице - в Берлине везде камеры. Охрана магазина, заметив действия Даниэля, сочла бы его террористом, подложившим взрывное устройство, - могли и пулю в лоб пустить. Без предупреждения! Наш же шпион уверен в своей непобедимости. И всемогуществе, ибо после убийства Клаудии прийти в её жилище и забрать с собой несчастного одинокого кота, оставшегося без хозяйки... Любой, проникнувший к Даниэлю, увидев у него кота, решил бы, что он убийца девушки. На худой конец удостоверился бы в том, что Даниэль так или иначе причастен к убийству. Кошак - это, конечно, мимими, но в то же время неопровержимый компромат. Подобное безрассудство подчас обходится путёвкой на тот свет.
Ну, и финалочкой - моя самая большая боль. Мой Herzeleid. Немецкий язык Честно говоря, я не поняла, почему Миллер в баре заговорил с Клаудией по-английски. Сам Готт велел использовать немецкий - сошёл бы за местного - но бравый агент снова лезет на рожон и, спикая на инглише, выпячивает своё обособление от немецкой среды *длань-чело* Когда же он зашпрехал на дойче... В Германии овердофига диалектов. Сотни их. И каждый абориген считает своим священным долгом говорить на местечковом диалекте с окружающими в родных пенатах. Так, есть баварский, швабский, франконский, саксонский и прочие диалекты, которые отличаются друг от друга до такой степени, что один немец не понимает другого. Для того, чтобы нация была едина и люди коммуницировали друг с другом, существует так называемый Hochdeutsch - высокий, то есть литературный немецкий. Его изучают в школах, его тиражируют СМИ, его используют в официальном разговоре... И лишь в Восточной Германии Hochdeutsch используется повсеместно! Это была особая программа ГДР, и детей с пелёнок учили изъяснятся по всей строгости грамматики и фонетики. Оплотом лингвистической грамотности стал Берлин, где до сих пор (несмотря на наличие сленга) блюдут идеальную речь. Если западные немцы картавят "r" на подобие французов, а южане вообще её проглатывают, то берлинцы произносят звук тремя способами в зависимости от написания слова: звонкий "р", грассирующий "р" и "иа". А еще окончания "-ch" и "-g" - это "хь". И если есть "Ich", то это "ихь", "dich" - это "дихь", а не "ищь-дищь-кищьмищь", Ричард! Ты же перфекционист, дотошный лингвофил, так почему "ищщщщщщььь"?!!!! Да, где-нибудь на немецком западе или в прочей провинции можно и "ищь", и "ике" и даже "эйхе", но только не в Берлине. Герой тут родился и вырос - для него Hochdeutsch as a must! А он, берлинец и по совместительству важное лицо, разговаривает, как торговка с приальпийской Усть-Пердяевки: ишькает, тянет гласные и глотает согласные. Представьте, приходит агент ФСБ на совещание и говорит: "Ну, шо це тута?" Вот то же самое этот "кищьмищ" для Даниэля.
Ладно, не буду докапываться до Ричарда: его вины в исковерканном языке нет. Это вина тех, кто нанял актеру некомпетентного преподавателя, а также тех, кто не удосужился изучить Berlin as it is. Америка считает себя великой державой - хорошо. Она мнит себя во всём правой - сомнительно. Она не уважает других, навязывая всем свои порядки и точку зрения, - отвратительно. Смотреть на всё это в кино - тухло, бо заезжено десятилетиями. Кто не согласен, что ж... Его право. Ведь как говорят у нас в Германии: "Allen Leuten recht getan ist eine Kunst, die niemand kann"